III.
ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
12.
Формы и методы надзора за дорожным движением
12.1
Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1.
Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.2.
Пешее патрулирование.
12.1.3.
Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4.
Сопровождение транспортных средств.
(в
ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)
Об оставлении
без удовлетворения заявления о признании незаконным пункта 12.2 см.
решение Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928.
12.2.
Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств
может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль
осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах,
имеющих специальную окраску. Скрытый контроль — на автомобилях
обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.
Он осуществляется, как правило, в дневное время,
а в вечернее — лишь на участках дорог, имеющих достаточную
освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение
об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого
подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается
соответствующая запись в постовой ведомости. В случае,
если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно
наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется
одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную
окраску и опознавательные знаки, а второй — обычную окраску.
Коэффициент
потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25
к общему количеству патрульного транспорта.
12.3.
Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация
их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.
12.4.
При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или
мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:
12.4.1.
Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением
водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил
дорожного движения).
12.4.2.
Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей
установленную (для предупреждения превышения скорости).
12.4.3.
Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения
опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями
и пешеходами).
12.4.4.
Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей
его видимости для всех участников дорожного движения
с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным
по интенсивности движения участкам.
12.5.
Применение того или иного метода, их чередование и выбор
скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей
и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.
12.6.
Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных
дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую
интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются
из инспекторского состава строевых подразделений.
С помощью
вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим
при ДТП и доставление их в медицинские учреждения,
надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей,
обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества
транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест
ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир
подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые
сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования.
Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС,
привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав
наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда),
по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного
автомобиля — не менее двух сотрудников ДПС.
12.7.
Пешее патрулирование применяется для контроля за движением
на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности
движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
При пешем
патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется
в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины),
резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор
ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников
движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.
12.8.
При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску
транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению
угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств
с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения,
а также используемых в преступных целях.
12.9.
Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно
в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних
дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.
12.10.
Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных
дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений
(отделов) ГИБДД.
Вопрос
о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах
федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД
МВД России.
Стационарные
посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются
специальными техническими средствами, медицинским оборудованием
и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих
указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема
и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.
12.11.
Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом
безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна
быть хорошо освещена.
13.
Порядок несения службы
13.1.
Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением
участников дорожного движения, предостережение их от совершения
противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление
распорядительно-регулировочных действий.
13.2.
Контроль при несении службы заключается в визуальном или
с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением
участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации
и иных норм, действующих в области дорожного движения.
13.3.
К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование
движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов
в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий,
при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода
дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.
13.4.
Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие
на их поведение самим пребыванием сотрудника
ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте
происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения
водителей о возможных последствиях, которые могут наступить
в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.