Если ДТП не
повлекло за собой тяжких последствий, то должны быть составлены следующие
документы:схема ДТП;описание механических повреждений, полученных транспортными
средствами в результате ДТП. Оно
должно быть подробным — например, не «разбита передняя часть», а «помят
капот, правая фара разбита, левая — треснула, бампер разлетелся на части,
правый указатель поворота разбит, левый — треснул, пробит радиатор, вытек
«Тосол», разбито левое зеркало, правое крыло помято с надрывом металла»,
и т. д.);объяснения участников и очевидцев (свидетелей) ДТП;извещение
о ДТП;протокол об административном правонарушении, копия которого немедленно
после составления вручается под расписку виновному и потерпевшему.Если же ДТП
повлекло серьезные последствия (например, тяжелые травмы либо гибель людей,
большой материальный ущерб и т. п.), то составляются следующие
документы:справка о ДТП;протокол осмотра и проверки технического состояния
транспорта;схема ДТП (на бумаге-миллиметровке); акт медицинского
освидетельствования на состояние опьянения участников ДТП;объяснения причастных
к ДТП водителей, а также показания свидетелей;извещение о ДТП.Все документы
должны оформляться в присутствии водителей и при их непосредственном участии.
Исключением являются опросы свидетелей и очевидцев.Очень желательно до приезда
сотрудников ГИБДД самостоятельно найти свидетелей ДТП и записать их ФИО и
координаты; при необходимости можно пообещать им, что вы компенсируете им все
расходы, связанные с участием в рассмотрении ДТП (явки в ГИБДД, суд
и др.). Эти сведения нужно сохранить, а прибывшим на место сотрудникам
ГИБДД передать копию списка.Если вы, будучи неопытным водителем, попали в ДТП,
то желательно позвонить своему более опытному другу, знакомому, родственнику и
попросить его как можно скорее прибыть на место происшествия. Более опытный
человек поможет быстрее сориентироваться в непривычной обстановке, не совершить
сгоряча какой-нибудь необдуманный поступок, проследить за законностью процесса
оформления ДТП; кроме этого, даже простое присутствие такого человека окажет
вам существенную моральную поддержку. Будет очень хорошо, если он приедет до
прибытия наряда ГИБДД. Это позволит ему выступить в качестве свидетеля на вашей
стороне.К сожалению, нередки случаи, когда водитель, участник ДТП, будучи в
состоянии стресса, практически не участвует в разборе ДТП, которое проводится
после прибытия на место аварии наряда ГИБДД. Он подписывает протокол и схему
происшествия, практически не глядя, объяснение пишет чуть ли не под диктовку
сотрудника ГИБДД, и вообще — почти во всем полагается на порядочность
инспектора и другого участника (или участников) ДТП. Такое поведение совершенно
недопустимо, и как бы вам ни было трудно, нужно обязательно постараться взять
себя в руки и не пускать дело на самотек; кстати, вот здесь и пригодится
присутствие более опытного товарища. Тем более что при разборе ДТП между его
участниками нередко возникают разногласия, и тот, кто умеет владеть собой, да
еще и обладает определенной наглостью, имеет все шансы повернуть ситуацию в
свою пользу, даже если он откровенно виновен.Следуетвнимательно прочитать
записи инспектора в протоколе, а также составленную им схему происшествия, и
если вы с чем-то не согласны, то необходимо все свои замечания письменно
отразить в протоколе. Кроме этого, необходимо обратить внимание на
перечисленные ниже факторы, и если какой-то из них мог повлиять на ситуацию,
при которой возникло ДТП, то это также нужно записать в протокол. Состояние
дорожного покрытия. В частности, если дорожное покрытие имеет дефекты (ямы,
выбоины, трещины и т. п.), то желательно замерить их параметры
(длину, глубину, ширину) и занести в протокол. Если размеры дефектов превышают
предельно допустимую величину (предельно допустимые размеры дефектов дорожного
покрытия определяются ГОСТом Р50597-93), то ответственность за совершенное
дорожно-транспортное происшествие может быть полностью либо частично возложена
на дорожные службы.Наличие и состояние дорожного оборудования, а также
технических средств и приспособлений организации дорожного движения: светофоры,
дорожная разметка, знаки дорожного движения, и др., а также порядок их
расположения (место, высота и др.). Не исключено, что ДТП произошло,
например, по причине неисправного светофора. Если какой-то дорожный знак либо
линия разметки не соответствуют законодательно установленному виду (например,
неправильное цветовое оформление), то в данном случае ответственность за ДТП
можно разделить с дорожной службой, которая установила этот знак или нанесла
разметку, и ГИБДД, которое должно контролировать состояние технических средств
организации дорожного движения.Место дорожно-транспортного происшествия.
Возможно, ДТП произошло в низине, в которой во время аварии был туман, или на
участке дороги, который плохо просматривался по каким-то другим причинам. В
некоторых случаях это может послужить смягчающим обстоятельством.Наличие луж,
льда, грязи и т. п. в районе ДТП, причем желательно с указанием их
точных размеров.Наличие следов тормозного пути, если таковой имел место быть, а
также иных следов ДТП в районе аварии, как-то: фрагменты либо части автомобиля,
лежащие в районе аварии, выброшенные из багажника или салона в результате удара
предметы, и т. д.Если дорога идет под уклон, это также рекомендуется
отразить в протоколе.Не стоит забывать, что при необходимости можно настоять на
проведении дополнительных мероприятий, которые могут помочь установлению
истинной картины происшествия. В первую очередь к ним относятся: определение
видимости на дороге и наличия на ней тех либо иных препятствий, и проведение
контрольного торможения транспортного средства. Если есть фотоаппарат или
видеокамера (например, в мобильном телефоне), то рекомендуется провести фото-
или видеосъемку места дорожно-транспортного происшествия, положения
транспортных средств после аварии, пострадавших лиц.Следует учитывать, что в
протоколе обязательно должны присутствовать данные о свидетелях ДТП, ведь
нередко виновник происшествия определяется именно на основании показаний
свидетелей. В качестве свидетелей могут выступать любые лица, являющиеся
очевидцами событий, в том числе даже друзья, знакомые и близкие родственники
участников ДТП.Если же, к счастью, ДТП не имеет серьезных последствий
(например, дело ограничилось разбитой фарой или помятым бампером), то его
участники могут обойтись без привлечения ГИБДД. При этом они должны придти к
согласию насчет того, кто является виновником ДТП и кто возмещает убытки.Если
очевидно, что вы являетесь виновником аварии (например, не успели затормозить и
разбили фонарь впереди стоящей машины), и согласны возместить ущерб пострадавшему
(заплатить ему за разбитый фонарь), то нужно обязательно взять с него расписку
в том, что он не имеет к вам претензий. Эта расписка может быть произвольной
формы, но в ней обязательно должны быть указаны следующие данные: ФИО виновного
и пострадавшего;адреса их проживания — согласно прописке в паспорте и
фактические;точные дата, время и место ДТП; марки, модели и государственные
регистрационные номера столкнувшихся автомобилей (пострадавшего и виновника);краткое
описание повреждений машины пострадавшего; сумма возмещенного ущерба цифрами и
прописью;фраза о том, что пострадавший не имеет никаких претензий к виновнику;личная
подпись пострадавшего.Если не взять с пострадавшего расписку, то после того,
как вы заплатили ему и уехали, он может вызвать ГИБДД и заявить, что вы ударили
его машину и скрылись с места происшествия, и сообщит при этом приметы и номер
вашей машины. Очень скоро ГИБДД найдет ее, с признаками недавнего участия в
ДТП. В таком случае почти невозможно доказать, что вы вместе с пострадавшим
примирились и уже возместили ему причиненный ущерб. Поэтому придется отвечать
не только за совершенное ДТП, но и за то, что вы скрылись с места происшествия.Из
такой ситуации может быть только один выход: нужно постараться найти свидетелей
(это можно сделать и впоследствии, главное — не признавать себя виновным,
а письменно изложить все, как было на самом деле), которые бы видели, как вы
передавали пострадавшему деньги. В качестве свидетелей можно привлечь,
например, своих друзей, знакомых, и т. д. Конечно, с точки зрения
закона это не совсем правильно, но по сравнению с поступком пострадавшего ваши
действия будут выглядеть вполне безобидно. Еще раз напомним, что другого
способа благополучно разрешить такую ситуацию найти почти невозможно. Зато,
если вам удастся доказать свою правоту, вашего оппонента можно будет обвинить в
заведомо ложном сообщении о преступлении, даче ложных показаний, клевете, и иных
прегрешениях, многие из которых являются даже не административными, а
уголовными преступлениями. I. Актуальные проблемы реализации закона об
ОСАГО в части урегулирования страховых случаевПрактика осуществления ОСАГО
с 1 июля 2003 года показала, что при наступлении страхового случая значительное
число потерпевших сталкивается с необоснованными трудностями в получении
страхового возмещения. По статистике РСА все жалобы потерпевших на действия
страховых компаний можно разделить на три большие группы:50% претензий - на
несоблюдение страховыми компаниями установленных сроков рассмотрения заявлений
и выплат;20% претензий - на необоснованный отказ в выплате страхового
возмещения; 17% претензий - на размер страхового возмещения в страховой
компании, в которой застрахована гражданская ответственность причинителя вреда.Особо
необходимо остановиться на тех жалобах, которые касаются размера страхового
возмещения, определенного страховой компанией причинителя вреда (17% жалоб в
РСА). На данный момент размер страховой выплаты по каждому договору
рассчитывается экспертами, имеющими лицензию только на оценочную деятельность.
Поскольку эксперт-техник, не внесенный в Государственный реестр в соответствии
с существующим законодательством, не может быть признан легитимным, это создает
предпосылки для возникновения конфликтов с потерпевшим относительно результатов
оценки. Реализация Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238
"Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"
до сих пор не перешла в практическую стадию. Многие нормативные,
методологические и информационные документы, необходимые для функционирования
независимой экспертизы, до сих пор находятся в стадии разработки.Завершение
работы по созданию действующей системы независимой экспертизы транспортных
средств является необходимым условием для дальнейшей реализации ОСАГО на
территории Российской Федерации.Внедрение механизма прямого возмещения вреда,
при котором потерпевший обращается в «свою» страховую компанию за страховой
выплатой, привносит механизмы конкуренции между страховыми компаниями за лучшее
качество урегулирования страховых случаев. Таким образом, эффективно решаются
все три вышеназванные проблемы, вызывающие нарекания потерпевших.В целом,
говоря о проблемах действующей системы ОСАГО в РФ, важно отметить отсутствие не
связанных с судебными или административными разбирательствами, рыночных рычагов
воздействия на недобросовестных страховщиков со стороны потерпевших. Такая
ситуация порождает с одной стороны незаинтересованность клиентов в тщательном
выборе своего страховщика ОСАГО. С другой стороны потерпевший вынужден
обращаться за возмещением в компанию, с которой у него нет договорных отношений
и которая не заинтересована в повышении качества обслуживания. Указанные
факторы побуждают искать пути усовершенствования системы ОСАГО, в частности,
введение механизма прямого возмещения вреда.Отдельно нужно отметить
большое число документов, необходимых для обращения за страховой выплатой, что
усложняет и затягивает процедуру возмещения ущерба, прежде всего в тех
случаях, когда водители согласны между собой об обстоятельствах случившегося.
Так, в соответствии со статьей 44 Правил обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств (утв. постановлением
Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263) потерпевший на момент подачи заявления
о страховой выплате прилагает к заявлению: справку о дорожно-транспортном
происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения,
копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с
происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении. Таким
образом, водители, согласные между собой об обстоятельствах ДТП, для
возможности получения страховой выплаты вынуждены обращаться в ГИБДД. При упрощенном
порядке оформления ДТП Потерпевшему в случае отсутствия телесных
повреждений предоставлено право обращаться в страховую компанию за возмещением
имущественного ущерба без справок ГИБДД (на основании заполненного Извещения о
ДТП). Данная процедура применяется в большинстве стран Европы.
II. Механизм действия системы прямого возмещения вреда и упрощенного
порядка оформления ДТП (по опыту Франции)Взаимоотношения страховщика и
страхователя.Прямой страховщик в течение 5 дней с момента ДТП получает
от своего клиента экземпляр Извещения о ДТП, заполненного последним совместно с
другим участником ДТП..Прямой страховщик на основании информации изложенной в
Извещении о ДТП, а также любых других законных доказательств делает заключение
о степени виновности своего страхователя и другого участника в произошедшем
ДТП.На практике страховщики используют Каталог типовых схем ДТП, которые
составлены на основании ПДД и судебной практики.В случае если Прямой страховщик
устанавливает, что по гражданскому праву его страхователь имеет право на
получение полного или частичного возмещения вреда со стороны другого участника ДТП,
прямой страховщик самостоятельно приступает к урегулированию страхового случая.Прямой
страховщик назначает независимого эксперта, зарегистрированного в
государственном реестре экспертов-техников.Независимый эксперт составляет отчет
об экспертизе, содержащий объем восстановительных работ и их стоимость.Кроме
того, эксперт осуществляет контроль за допуском ТС к участию в дорожном
движении.Эксперты также обязаны сообщать о признаках страхового мошенничества. По
оценкам французских страховщиков, эффективность выявления страхового
мошенничества независимыми экспертами составляет 80%.После осуществления
экспертизы поврежденное транспортное средство направляется в авторемонтную
мастерскую, расчеты с которой производит прямой страховщик.Взаимоотношения
между страховщиками.В случае если сумма ремонта, указанная в отчете о
независимой экспертизе, не превышает 6500 евро: прямой страховщик для
возмещения своих расходов в порядке суброгации заполняет электронную форму и
направляет ее в информационный центр. Страховщик виновника ДТП обязуется
возместить убытки прямого страховщика на оплату стоимости ремонта в
фиксированном размере 1204 евро.Требования, выставленные страховщиками друг к другу,
аккумулируются в клиринговом центре. Ежемесячно для каждого страховщика
клиринговый центр подсчитывает сальдо по полученным и выставленным требованиям.
Клиринговый центр в зависимости от сальдо страховщика списывает или начисляет
на его банковский счет соответствующую денежную сумму.Страховщики имеют
возможность изучать выставленные к ним требования в базе данных клирингового
центра в электронном виде и сверять со своими записями. В случае если
страховщик виновника обнаруживает наличие явной ошибки, он имеет 3 месяца с
момента выставления, чтобы связаться с прямым страховщиком и получить возврат
суммы ошибочного требования.Наличия у страховщика виновника каких либо подтверждающих
документов по убытку не требуется, прямой страховщик является гарантом
законности ведения досье по убытку. Клиринговый центр предоставляет компаниям
сальдо по взаиморасчетам и все промежуточные бухгалтерские проводки для внутренней
бухгалтерии страховых компаний. Эта схема задействована в 94% страховых случаев
В случае если сумма ремонта превышает 6500 евро, страховщик виновника назначает
независимого эксперта, который определяет размер ущерба. Страховщик виновника
обязан перечислить прямому страховщику в порядке суброгации сумму выплаченного
страхового возмещения, а не фиксированную ставку как в первом варианте. При
предъявлении требования по суброгации прямой страховщик обязан передать
страховщику виновника все документы, подтверждающие виновность и размер
понесенного ущерба.Эта схема задействована в 6% страховых случаев.Преимущества
прямого возмещения вреда и упрощенного порядка оформления ДТП.Предоставление
страхователям права на прямое урегулирование вреда у своего страховщика ОСАГО
создает следующие положительные эффекты:Ускорение урегулирования страхового
случая. Прямой страховщик заинтересован в быстром и качественном
обслуживании, поскольку он рискует потерять своего клиента.Быстрое
оформление документов на месте ДТП. Водителям нужно только заполнить
Извещение о ДТП.Стимулирование независимости и объективности экспертизы ущерба.
Такой элемент системы прямого урегулирования как фиксированная сумма обратного
требования ведет к уравновешиванию интересов прямого страховщика и
страховщика виновника в части оценки размера страхового возмещения.Создание
единых условий конкуренции страховщиков ОСАГО. Решение по каждому
страховому случаю затрагивает интересы двух разных страховых компаний,
при этом максимально низкий процент разногласий между ними является залогом
эффективности всей системы. Страховщики применяют единые правила определения
степени гражданской ответственности, единые правила выставления обратного
требования. Государственные органы обеспечивают контроль единых стандартов
независимой экспертизы.
В результате во Франции за год из 1 600 000 страховых случаев по
прямому возмещению вреда, только 150 выносятся на рассмотрение специальной
комиссии в рамках соглашения, при этом не зафиксировано ни одного случая
судебного разбирательства между страховщиками.Отсутствие обращений
клиентов в судебные инстанции. Во Франции прямой страховщик обязуется
возместить издержки страховщика виновника в случае обращения потерпевшего в
судебные инстанции.Заинтересованность страховщиков в сохранении и расширении
клиентской базы по другим, более прибыльным, видам страхования. Во Франции
доля сборов по ОСАГО в общем страховом портфеле страховщиков составляет не
более 7%, при этом страхование физических лиц (личное страхование) обеспечивает
74,4% от общего сбора премии.
III. Порядок реализации.Для реализации системы прямого
возмещения вреда и упрощенного порядка оформления ДТП в России, прежде всего,
необходимо:Ускорить разработку и утверждение ответственными министерствами
единых стандартов независимой технической экспертизы. Наличие официально
утвержденных стандартов независимой технической экспертизы, с одной стороны,
позволит страховщику избежать конфликта с клиентом, а с другой стороны –
избежать конфликта со страховщиком причинителя вреда при прямом возмещении
вреда. Разработать механизм, исключающий возможность неплатежей страховым
компаниям, осуществившим страховые выплаты своим клиентам, со стороны
страховщиков, застраховавших ответственность виновника ДТП. Без такого
механизма пострадает финансовая устойчивость всех добросовестных страховщиков,
станет невозможной система клиринговых взаиморасчетов. Законодательно устранить
спорные ситуации при определении страхового случая по ОСАГО. Кроме поправок в
законодательство об ОСАГО, принять соответствующие поправки в налоговое
законодательство, в порядок бухгалтерского учета, которые позволят страховщикам
избежать дополнительных налоговых и иных расходов. Создать технические условия
для электронного обмена данными и электронного документооборота между
страховщиками, создать технические условия для клиринговых расчетов,
обеспечивающих значительную экономию затрат страховщиков при прямом возмещении
вреда, разработать необходимые регламенты. Разработать методику определения
гражданской ответственности в страховой компании при отсутствии справок из
ГИБДД. Разработать и законодательно закрепить комплекс мер, направленных на
борьбу со страховым мошенничеством при упрощенном порядке оформления ДТП.
Осуществить запуск Автоматизированной Информационной Системы. Законодательно
закрепить полномочия страховой компании по определению виновного в ДТП,
определить в каких случаях ГИБДД обязана выезжать на место ДТП, определить
юридический статус извещения о ДТП, права, обязанности и ответственность сторон
по оформлению ДТП. Введение прямого урегулирования и упрощенного порядка
оформления ДТП в законодательном порядке без предварительного решения указанных
задач, очевидно, содержит в себе риск для всей системы ОСАГО.